в Тулуне 7,6°C 715 mmHg прогноз погоды чт., 3 октября 2024 14:22 Курс валют $ 94,51 € 104,45 ¥ 13,39

В каком году хан Батый обложил данью Юрия Гагарина?

Новости Тулуна > В каком году хан Батый обложил данью Юрия Гагарина?
www.kp.ru Ксения КОНЮХОВА (06:00)



Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.

Единый учебник истории обещает быть самым скандальным пособием за всю собственно школьную историю

По крайней мере историков он уже разделил на два непримиримых лагеря.

Одни уже подготовили историко-культурный стандарт - краткую сводку событий и дат, которые положено знать школьнику. Другие собрались за «круглым столом» в «Комсомолке», чтобы его раскритиковать.

Обидели...

Все приехавшие в «КП» эксперты - видные деятели образования и авторы учебников. Но составлять стандарт их не позвали. И это, видимо, задело гордость ученых.

- Представленный стандарт не содержит ни образовательных задач, ни терминологии, ни объяснений, что в нем нового, - считает Александр Данилов, профессор МГУ имени Ломоносова, автор предыдущей концепции преподавания истории в школе. - Задача единого учебника в том, чтобы научить детей видеть преемственность поколений. Этого здесь нет.

Предполагалось, что новая концепция истории пишется для того, чтобы причесать все пособия под одну гребенку. А точнее, чтобы разные авторы не путались, рассказывая о том или ином событии, и не путали других.

- Бросается в глаза отсутствие унификации оценок, - говорит Данилов. - Те оценки, которые существуют в этом документе, устарели лет на 20 - 50. В советском периоде времени доминирует политическая история Сталина и его режима. А где же остальной человек?

- Раздел о Великой Отечественной войне как таковой ликвидирован, - приводит пример Игорь Турицын, президент Научно-исследовательского института истории, экономики и права. - Он идет в контексте общей истории. Перечень битв очень краток. Битва на Курской дуге превратилась в события под Курском. В стандарте нет трудового подвига народа, зато есть стратегии выживания в городе и на селе. Нет героики войны. Зато много чернухи и общей мрачности.

Не резиновый предмет

Учителя жалуются на другое: слишком много дат для запоминания! Учебник не резиновый. Все, что хочется экспертам, в него не засунуть. Иначе детям придется забросить все остальные предметы.

- Нам говорят, что прочитанные темы нужно обсуждать с детьми, - отмечает Андрей Иванов, преподаватель истории столичного Центра образования № 548. - Но часы по программе таковы, что времени на это обсуждение не останется. В программе должно быть время, чтобы дети смогли осмыслить что-то, обсудить или почитать что-то дополнительное. А в концепции этого «воздуха» нет.

Выход один: выкидывать даты и события из учебника. Вопрос: какие именно? Пока же от обилия дат у детей в головах каша, и они спокойно путают века, в которых произошло нашествие монголо-татар, и эпоху полета Юрия Гагарина в космос.

А РЕЛИГИЯ?

...В концепцию хотели включить и региональную историю. Но регионов много, а места в стандарте мало. Пришлось пожертвовать краеведением.

- В проекте нет вклада конфессий и регионов в общую историю, - протестует Николай Арсентьев, директор Историко-социологического института Мордовского госуниверситета. - Многие проблемы нашей страны возникли не сегодня и не были решены ни в советский, ни в имперский период. В регионах уже изданы толерантные учебники, излагающие местную историю. Можно было бы использовать их, чтобы сделать стандарт более привлекательным.

Фактически составителям предлагают прошерстить не только общую летопись России, но и региональную. Чтобы факты из учебника по истории Татарстана не противоречили описанию тех же событий в общероссийском учебнике истории. Работа колоссальная. Кто за нее возьмется?

шпаргалка для составителей

Раньше всех к делу подключились блогеры. Они прогнали текст стандарта через плагиат и пришли к забавному выводу: значительная часть текста наглым образом создана с сайта со шпаргалками по истории.

- Теперь понятно, откуда взялось столько ошибок в стандарте, - ехидничает депутат Госдумы, неутомимый борец с Минобрнауки Владимир Бурматов. - Лично для меня расследование блогеров сняло вопрос, почему уважаемые авторы не знают элементарных дат.

А для меня этот результат в очередной раз показал недостатки антиплагиата. В учебниках по истории - сплошные термины и шаблоны типа «перевели экономику на мирные рельсы». Не заменять же коллективизацию и перестройку синонимами?

стандарт для регионов

Помимо внутренней истории, составителям стандарта надо было впихнуть в концепцию отсыл еще и к зарубежной. Чтобы школьники понимали - когда Киев вовсю принимал послов, европейские столицы были замшелыми деревушками. Но и здесь гармонии не вышло все по той же причине - мало места.

- Конечно, критиковаться будет любой вариант этого стандарта, - считает Бурматов. - Я сначала думал, что достаточно ограничиться исправлениями, но, ознакомившись с текстом, понял, что исправлять его нельзя. Можно только переписать с нуля.

Альтернативную концепцию депутат планирует разослать в регионы на обсуждение осенью.

На самом деле на то, чтобы привести единый учебник к какому-то понятному знаменателю, осталось не так много времени. По плану, согласованному Минкультом и Минобрнауки, на общественное обсуждение отводится сентябрь. В октябре пройдет социсследование об отношении граждан к основным историческим событиям, происходившим в стране. И тут же будет объявлен конкурс на разработку единого учебника.

Вместо точек - смайлики

Почему вокруг единого учебника истории такая суматоха? Мне кажется, я знаю ответ. Его авторы берут на себя роль Творца и Высшего суда одновременно. Им нужно решить, что в нашей истории было хорошо, а что плохо. Кто был гением, а кто подлецом. Что важно, а что нет. Звучит заманчиво: расставить точки над i в истории на много поколений вперед. Лучше бы вместо этих точек ставили смайлики - меньше текста и школьникам понятнее. Война - грустно, победа - улыбка, перестройка - негодование.

Но эксперты - и те, кто писал стандарт, и те, кого не позвали, - не могут претендовать на истину в последней инстанции. А значит, шансов на то, чтобы достигнуть соглашения, которое устроило бы всех, очень немного.

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Новое - это еще не забытое старое

А вы, друзья... Как там дальше у Крылова?


Да, уж не обижайтесь, именно так. С трудом откопав на сайте Минобрнауки проект историко-культурного стандарта, я уткнулся в длинный перечень дат. И загрустил.

По большому счету новый стандарт ничем принципиально не отличается от предыдущего. Все то же перечисление событий и красивые (пустые) фразы о том, что «изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности». И еще - «изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями».

История - предмет политический. Кто бы что ни говорил. Не случайно, отколовшись от Советского Союза, новые независимые государства первым делом переписали школьные учебники. В братской Украине, например, в книжку попала ода патриотам из Украинской повстанческой армии, сражавшимся на стороне фашистов.

И российский единый учебник - это, по сути, попытка создать основу для воспитания патриотов своей страны. Только попытка, основанная на вчерашней (то есть советской) методике (а какую другую знают седовласые авторы?). Состоит она в том, чтобы нагрузить школьника «правильными» датами событий, когда русские войска выигрывали сражения. Мы сильные - потому что наши предки всегда побеждали. Вот такая вот примитивная логика.

Но проблема-то в том, что нынешние школьники дат не запоминают (да и их предки подобным достижением не отличались). Кстати, в каком году произошло сражение у о. Гренгам? (Проходили в школе. Не вспомнили? То-то!) И новый стандарт снова построен на том, чтобы загрузить учеников пустыми для него цифрами (для ребят XXI века происходившее даже 100 лет назад - события далекой древности). В результате что произойдет?

Минобрнауки и Минкульт отчитаются о выпуске единого патриотического учебника. Учителя как по привычке грузили ребят датами, так и будут грузить (только список их несколько изменится). А в головах школьников так и не отложится ничего судьбоносного.

Не так давно я ездил по английским школам и колледжам. Британцы - ребята глубоко патриотичные, преданно любящие свою страну. Как так получилось?

Вот что выяснилось: один из компонентов правильного воспитания - история. Но ее в Соединенном Королевстве принципиально преподают по-другому. Никто уже давно не требует от учеников помнить, когда на престол взошел Ричард Львиное Сердце. Даты ребята найдут в интернете. Преподавание истории там - это постоянное исследование, почему наши предки в такой ситуации поступили именно так, а в этой по-другому. Анализ исторических событий. И, как следствие, воспитание уважения к предыдущим поколениям, которые ценой жизни спасали страну. К благородным королям и мужественным офицерам. Понимаете? Дети узнают, как берегли свое государство те, кто жил до них, сколько труда вкладывали в расширение границ империи. Следующий шаг - это осознание своей ответственности за страну. А это и есть патриотизм.

А у нас снова спорят, какая дата из XVIII века не попала в концепцию... Спорьте, господа ученые, и дальше...

Александр Милкус, редактор отдела образования «КП»
0 Комментариев · · Для печати
Новость добавлена: AlexHo, Август 19 2013 11:15
Нравится
Комментарии
Нет комментариев.

Добавить комментарий

Для того чтобы добавить комментарий Вам необходимо авторизироваться

Рейтинги

Рейтинг доступен только для авторизованых пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.

Другие новости